Контроль отрицательных остатков в конфигурациях: УТ 11.4, КА 2.4, ЕРП 2.4

Управление - Практика учета

контроль отрицательных остатков по организациям по складам оперативный контроль УТ 11 КА 2 ЕРП 2

35
Подробный разбор всех присутствующих в конфигурациях УТ 11, КА 2, ЕРП 2 вариантов контроля отрицательных остатков: по организациям, складам, оперативный контроль

Не давно столкнулся с контролем остатков в типовых конфигурациях ЕРП 2.4, КА 2.2, УТ 11.4. Я наивно думал, что будет все также просто как и в УТ 10.3, но, увы, меня ждало разочарование…

Разработчики реализовали несколько различных вариантов контроля, которые работают в разных условиях по разному, и, как оказалось, довольно сложно сходу разобраться что к чему относится и на каких этапах срабатывает.

Итог: решил написать статью на эту тему, надеюсь, мои изыскания будет полезны.

Для начала, несколько общих правил, которые присущи всем вариантам контроля:

  • При изменении правил любого варианта контроля, все ранее введенные документы будут перепроводиться, даже, если они не удовлетворяют новым правилам контроля. Чтобы новое правило начало действовать в ранее введенном документе, необходимо либо его изменить, либо отменить и выполнить заново проведение. Из этого правила есть одно исключение, оно будет описано позже.
  • Для документов выбытия запрещено оперативное проведение. Документы текущего дня и прошлых периодов проводятся одинаково (в неоперативном режиме), следовательно,  все режимы контроля работают при неоперативном проведении документов. То есть, если проводить документ вчерашним числом, все режимы контроля будут выполняться в штатном режиме. Это отличие от более ранних конфигураций (например УТ 10.3), в которых контроль остатков выполнялся только при оперативном проведении документов.

И так, теперь по порядку обо всех вариантах контроля остатков, которых в ЕРП-производных конфигурации присутствуют три:

Контроль отрицательных остатков по организациям

Контроль устанавливается на уровне всей базы в настройках финансового результата в группе настроек: Учет товаров:

Контроль остатков по организациям ЕРП 2.4, УТ 11.4

По умолчанию контроль выполняется по следующим точкам контроля:

  • на конец месяца проводимого документа
  • на конец каждого месяца, следующего за месяцем проводимого документа
  • на дату актуальности.

В более ранних версиях (ЕРП 2.3 и более ранних) была возможность усилить данный контроль: добавить контроль на конец дня документа и добавить контроль при изменении документов поступления. В текущих релизах (ЕРП 2.4.5)  дополнительных настроек нет, и по умолчанию выполняется контроль при изменении или распроведении документов поступления. Также появилась новая настройка: Отключить контроль на время сеанса, в данном случае при образовании отрицательных остатков, диагностическое сообщение выводится, но документы проводятся.

Технически контроль выполняется по финансовому регистру накопления: Товары организаций. Соответственно, в документах, которые не формируют движений по данному регистру, контроль не выполняется. Например: Чек ККМ, Расходный ордер, Отбор (размещение) на складе.

Контроль отрицательных остатков по складу

Контроль устанавливается для конкретного склада путем установки в его карточке флага: Контролировать обеспечение:

Контроль остатков по складам ЕРП 2.4, УТ 11.4

Причем, можно указать перечень номенклатуры исключения, по которой контроль выполняться не будет.

Контроль выполняется во всех документах, осуществляющих отгрузку с данного склада.

Контроль выполняется на текущую дату, вне зависимости от даты проводимого документа. Как мы помним, в конфигурации все документы отгрузки проводятся не оперативно и контроль БУДЕТ выполняться в случае проведения документа «задним числом».

Технически контроль выполняется по регистру: Товары на складах. Однако, в случае применения ордерной схемы учёта, контроль будет выполнен непосредственно в документе:  Реализация товаров и услуг, не смотря на то, что в данном режиме движения в регистре: Товары на складах формируются документом: Расходный ордер.

Оперативный контроль остатков по складу

Работа и место срабатывания данного варианта контроля, как правило вызывает наибольшее количество вопросов. Контроль также устанавливается для конкретного склада, путем установки в его карточке флага: Контролировать оперативные остатки на закладке: Ордерная схема и структура:

Оперативный контроль по складам ЕРП 2.4, УТ 11.4

Расположение данного контроля могло бы свидетельствовать о том, что контроль остатков выполняется только для ордерных документов, но это не совсем так.

Рассмотрим поведение данного режима контроля в различных ситуациях:

Без использования ордерной схемы данный механизм используется в документах отгрузки для контроля остатков в разрезе серий, в случае использования политики учёта серий: Управления остатками серий и Управление с ФИФО остатками серий 

Важно! Если для склада был установлен флаг: Контролировать оперативные остатки после начала работы, данный механизм будет срабатывать при перепроведении ранее введенных документов, являясь исключением из общего правила перепроведения документов, рассмотренного в начале статьи.

При использовании ордерной схемы данный механизм выполняет дополнительный контроль в ордерных документах. Причем, контроль выполняется только для статусов документа: Подготовлено и К отбору. Также, в расходных ордерах будет выполняться контроль остатков в разрезе серий, в случае использования политики учёта серий: Управления остатками серий и Управление с ФИФО остатками серий.

При использовании адресного хранения данный механизм выполняет дополнительный контроль в документах отбора с адресного склада. Контроль выполняется только для статусов документа: Подготовлен и В работе. Причем, в данном случае контроль выполняется с точностью до конкретных ячеек хранения.

В розничной торговли данный механизм выполняет дополнительный контроль остатков в документах: Чек ККМ, причем неважно, используется ордерная схема на складе или нет. Система считает документ: Чек ККМ одновременно продажей, оплатой и ордером на списание товара. 

Дополнительный контроль

Итак, мы рассмотрели три основных варианта контроля остатков в ЕРП-производных конфигурациях, что в каких случаях  и при каких условиях применяется.

Хочется дополнительно отметить, что помимо, описанных выше вариантов контроля, в системе присутствует дополнительный неизменный контроль, который направлен на запрет отмены проведения распоряжений, если присутствуют проведенные документы, созданные по этим распоряжениям.  

Контроль выполняется в следующих случаях:

  1. Отмена проведения документа: Заказ поставщику при проведенном документе: Приобретение товаров и услуг, введенном по данному заказу.
  2. Отмена проведения документа: Приобретение товаров и услуг при проведенном документе: Таможенная декларация на импорт, введенном по данному приобретению.
  3. Отмена проведения документа: Заказ покупателя при проведенном документе: Реализация товаров и услуг, введенном по данному заказу.
  4. Отмена проведения документа: Заказ на перемещение при проведенном документе: Перемещение товаров, введенном по данному заказу
  5. Отмена проведения документа: Заказ на внутреннее потребление при проведенном документе: Внутреннее потребление товаров, введенном по данному заказу
  6. Отмена проведения документов: Заказ покупателя, Заказ на внутреннее потребление, Заказ на перемещение при проведенном документе: Расходный ордер, введенном по одному из данных заказов, при использовании ордерной схемы учета, с настройкой: Порядка оформления накладных и расходных ордеров: «Сначала заказы, затем ордера и накладные» (указывается в настройках склада и доставки в разделе: Склад): Порядок оформления накладных и расходных ордеров ЕРП 2.4, УТ 11.4
  7. Отмена проведения документа: Реализация товаров и услуг при проведенном документе: Расходный ордер, введенном по данной реализации, при использовании ордерной схемы учета без использования документов: Заказ покупателя.
  8. Отмена проведения документа: Перемещение товаров при проведенном документе: Расходный ордер, введенном по данному перемещению, при использовании ордерной схемы учета без использования документов: Заказ на перемещение.
  9. Отмена проведения документа: Внутреннее потребление товаров при проведенном документе: Расходный ордер, введенном по данному потреблению, при использовании ордерной схемы учета без использования документов: Заказ на внутреннее потребление.
  10. Отмена проведения документа: Расходный ордер при проведенном документе Отбор (размещение) на складе, введенном по данному ордеру, при использовании адресного хранения на складе.

Заключение

В заключении хочется отметить положительные моменты реализованные в рассмотренных конфигурациях в сравнении с более ранними версиями:

  1. Контроль выполняется при проведении документов «задним числом», что в разы уменьшает вероятность возникновения отрицательных остатков.
  2. Разделение контроля на три отдельные зоны, которое позволяет производить более гибкие настройки.
  3. Дополнительный контроль при отмене проведения документов поступления.
  4. Контроль выполняется либо на конец месяца (по организациям), либо на текущую дату (в остальных случаях) вне зависимости от даты проведения документа.
35

См. также

Комментарии
Избранное Подписка Сортировка: Древо
1. dm_romanov.idm 09.11.18 08:54 Сейчас в теме
2. dm_romanov.idm 09.11.18 09:08 Сейчас в теме
При изменении правил любого варианта контроля, все ранее введенные документы будут перепроводиться,

Не понятно, что значит эта фраза. При установке-снятии любого варианта контроля документы точно сами не перепроводятся.
Alien_job; eeeio; +2 Ответить
4. ids79 129 09.11.18 11:20 Сейчас в теме
(2)Приведу пример, чтобы было понятнее.
Допустим мы отключили контроль остатков по организациям и ввели документ выбытия, который формирует отрицательный остаток по организации.
Далее включаем обратно контроль, и пробуем перепровести введенный документ.
Он перепроводится без ошибок, однако если его изменить или отменить и выполнить заново проведение, будет выдана ошибка о нехватке остатка.
klaus38; Alien_job; dm_romanov.idm; +3 Ответить
5. dm_romanov.idm 09.11.18 13:34 Сейчас в теме
(4)
Спасибо за разъяснения, сейчас все понятно.
9. Xershi 403 10.11.18 09:45 Сейчас в теме
(4) нет он не перепррводится. При нажатии на кнопку срабатывает процедура поведения, но документ не был изменён и проведение не отрабатывает!
10. ids79 129 10.11.18 22:32 Сейчас в теме
(9)Не соглашусь с Вами, документ все-таки перепроводится, все процедуры проведения отрабатывают штатно, кроме проверок на контроль. Однако большинство (если не все)исходных данных данных береться из самого документа, по этому никаких изменений не происходит при перепроведении - данные просто перезаписываются той же самой информацией. По этой причине вобщем-то даже отпадает необходимость перепроведения документов, как это было в УТ 10.3 например. Все регламентные процедуры по расчету себестоимости и прочее выполняются из вне.
3. user598655_ilia-bers 09.11.18 10:56 Сейчас в теме
Отлично. Очень полезная информация
6. feva 131 09.11.18 17:56 Сейчас в теме
Технически контроль выполняется по регистру: Товары на складах. Однако, в случае применения ордерной схемы учёта, контроль будет выполнен непосредственно в документе: Реализация товаров и услуг, не смотря на то, что в данном режиме движения в регистре: Товары на складах формируются документом: Расходный ордер.

Хочется спросить чем люди руководствовались при разработке алгоритма...
Если бы я наткнулся на это опытным путём и начал ассенизировать 1с, то, вероятнее всего, это бы привело к непроизвольному срыгиванию.
7. m.s.fog 10.11.18 00:23 Сейчас в теме
Основные недостатки данного механизма:

нет возможности отключения контроля остатков в разрезе организаций и складов (без ордерной схемы);
нет возможности отключения в рамках контроля по регистру "Товары на складах";
не продуманный механизм оперативного управляения контроля остатвков, для крупных торговых сетей с производственными площадками это приводит к невозможности использования типового функционала.
8. ids79 129 10.11.18 08:56 Сейчас в теме
(7)Добрый день, Юлия.
Вы имеете в виду, нельзя отключить контроль по организациям для отдельных складов и организаций? На счет организаций, согласен с Вами, было бы удобно отключить контроль только по необходимым организациям. Что касается складов, отключать контроль остатков по организациям по отдельным складам этой организации - не корректно, на мой взгляд.
Вторую часть Вашего комментария не понял, объясните пожалуйста по подробнее, думаю, Ваш опыт будет интересен.
11. m.s.fog 10.11.18 22:43 Сейчас в теме
(8) Добрый вечер.

Часть текущего функционала не продумана под исключительные ситуации в процессах крупных компаний, требующих оперативного решения.
Оставьте свое сообщение